Марина Васильева
«ТАЙНЫ ИГЛОРОСПИСИ»
Разбирая недавно свой архив, я наткнулась на комплект старых открыток “Волшебные узоры” из серии “В мире увлечений” 1988 года выпуска (вступительное слово к изданию писала Е. Мардаровская, фото В. Потапова), который знакомит с коллекцией одежды, созданной московской художницей Н.Г. Вороновой. Созданные ею модели уникальны и своеобразны. Но вместе с тем каждая женщина сможет найти в них свои мотивы для оформления. Это и есть авторский костюм, который как часть декоративно-прикладного искусства является украшением любой женщины, любой выставки, любой коллекции.
Создание костюма с древности было тем искусством, в котором из поколения в поколение передавались секреты народного мастерства. Эта область творчества давала русской женщине возможность выразить свое представление о красоте. Проявить свою неиссякаемую фантазию, умение найти такое колористическое и орнаментальное решение костюма, которое сотни лет будет поражать нас своей самобытностью, раскрывая то сокровенное, что несла эстетика народного искусства. Именно такие удивительно изысканные, праздничные наряды – произведения искусства – созданы художником-дизайнером Надеждой Вороновой за годы ее яркой, плодотворной, творческой жизни.
Ручные кружева и живописная вышивка придают нарядам неповторимое романтическое очарование. Изысканная одежда Надежды Вороновой хранит тепло ручного труда, она вне мимолетных тенденций, так как сочетает в себе старое и новое, простое и сложное, это классика, созданная на века.
Вышивка всегда считалась самым дорогим украшением одежды. Платье, украшенное вышивкой, по сравнению с обычным, сразу же преображается, становится праздничным, нарядным, в нем словно играет жизнь, рожденная живым талантом человека.
В коллекции одежды московской художницы Надежды Вороновой вы не найдете ни одной повторяющейся вышивки-композиции. Яркие цветы распускаются на изделиях, к которым прикоснулась игла мастерицы. Вначале Воронова находит для платья форму, а потом «расписывает» его иглой, не всегда заранее зная, какой «вырастет» следующий цветок, какой получится весь рисунок вышивки. «Вышиваю, как вазу разрисовываю», - рассказывает Надежда Воронова о своей технике вышивания.
Свои изделия мастер создаёт из платков: тканых кашемировых и вязаных. Но больше всего Воронова любит работать с трикотажем, так как это благодатный материал – легкий, пластичный. Из него платье как бы лепится, легко спадает складками с фигуры. На его фактуре эффектно выглядят всякого рода рельефные украшения: «валики», «гребешки». Талантливая умелица, создавая свои уникальные художественные изделия, применяет лишь пять швов: стебельчатый, тамбурный «косичкой», гладь, «рококо» и «имитацию веревки», придуманный ею как для отделки, так и для оформления швов изделия. Причем гладь не совсем обычная. Надежда, как живописец мазок за мазком, накладывает стежок на стежок, будто нитки на клубок наматывает. Вот и получаются лепестки выпуклыми и пушистыми.
Вышивке и моделированию одежды Воронова специально не училась. Она закончила Московское театральное художественно-техническое училище, получив диплом художника-гримера. Несколько лет работала по специальности. Настоящее призвание пришло позже. Очень долго у художницы хранилась старенькая бабушкина блузка с вышитыми рукавами. В подражание этой блузке и начала вышивать Надежда, а затем незаметно для себя начала создавать свои уникальные платья, панно, кисеты-сумки, шапочки, шали, душегрейки, муфты.
Вся одежда «от Вороновой» ручной работы, экологична, выполнена только из натуральных материалов. Восхитительна серия «Палитра Рембрандта», «Акварели», «Русский фарфор». Создается впечатление, что модели, оформленные непостижимой красоты вышивкой, на самом деле расписаны трепетной кистью живописца. «Когда мои платья берут для продажи, мне их жалко, будто дочь замуж отдаю в чужие люди… Потом хожу, смотрю, купили ли их… И опять переживаю, если день-другой не проданы, будто дочку мою замуж не берут…» - делится художница.
Хорошо получаются всевозможные обрамления: они словно «подают» вышивку, одновременно выделяя конструкцию вещи. В этом пространстве, ограниченном «рамой» из тесьмы, кружева, рельефов, заключается букет или цветочная композиция. Они выполняются шелковой тесьмой, пышной шерстью, иногда с люрексом и очень редко мулине, которое художник использует разве только для выполнения сердцевины цветков. Вышивка делается в тон платья, но чаще это яркие цветы с множеством переходных оттенков. Несколько крупных цветков в центре композиции и «мелочь», как говорит Надежда, - незабудки, например, по полю. Все вышивки рельефные, цветки объемные. У Вороновой нет стремления заполнить пространство полностью. Удивительное чувство соразмерности и такта свойственно художнице.
«Сейчас очень популярен спортивный, деловой стиль в одежде, - говорит Надежда. – А я живу воспоминаниями о русском костюме. Женственность и сентиментальность – это мое…»
Статьи о ее творчестве публикуются в различных газетах и журналах. С большим успехом художница участвовала в выставках в России и за рубежом, выступая с показами своих коллекций. Своей гармоничностью ее платья покорили Аллу Пугачеву и Людмилу Зыкину, Ангелину Вовк и Татьяну Догилеву, ее шапочки коллекционирует рок-музыкант Андрей Макаревич и поэт Терентiй Травнiкъ.
На данный момент Надежда Воронова является автором, создателем и руководителем собственной школы «естественного дизайна одежды», ее ученики несут в мир идеи и технику ее «вороновского стиля», оригинального способа вышивки.
Выходные туалеты и повседневная одежда, пальто и сарафаны, накидки и шляпки – все модели «От Вороновой» неповторимы и уникальны. Ее работы представлены в Историческом музее и в Русском доме в Бельгии, они признаны национальным достоянием.
В конце восьмидесятых Воронова получила приглашение работать в качестве художника у Пьера Кардена, но предпочла развивать собственную линию. Надежда Воронова – член Федерации художников ЮНЕСКО, постоянный участник российских и зарубежных выставок. Она обладатель Диплома Первой Степени от Комитета Национальной Программы «Золотой Знак Качества» Правительства Москвы за заслуги в развитии отечественной индустрии моды. Вороновой вручен Гран-При III Всероссийского фестиваля искусств «Буян-остров-2000» «за высокохудожественную коллекцию ручной работы и создание нового направления в народных художественных промыслах».
Изобретательности художника Н. Вороновой нет предела. Одна из самых последних ее идей – это «шубы» из вышитых цветов. Они совершенно уникальны по красоте и очень теплые, на натуральной основе – тканевой или вязанной, украшенные изумительными росписями цветов или орнаментов. На изготовление такой шубы уходит не менее полугода, каждая из них существует в единственном экземпляре. Надежда – автор еще одной уникальной разработки: объемной иглоросписи тканей вручную. Причем при изготовлении шуб не обязательно соблюдать четкую градацию на шубы "из цветов" и шубы "под каракуль", а можно интерпретировать по вкусу путем сопоставления и выстраивания в коллажи. “Например, в шубы, имитирующие каракулевый мех, могут быть сделаны вставки из вышитых объемных цветов, что придает им необыкновенный колорит” - говорит Надежда Воронова.
Несколько лет назад Надежда Воронова запатентовала изобретенную ею «экологическую» шубу, созданную без использования меха, а также технологию объемной вышивки.
Как заявляют многие стилисты и критики, стиль вышивки Надежды Вороновой по своей художественной концепции напоминает своеобразный коллаж народных промыслов: Жостовская, Хохломская, Городецкая, Гжельская роспись, но все это индивидуализировано автором и выполнено не с помощью кисти и красок, а с помощью иглы и нитей.
Ее принципиально новая технология позволяет создавать необычные по своей индивидуальности изделия из одежды, насыщенные, подобно старинным царским одеяниям, и вместе с тем актуальные для современности.
Вблизи Патриарших прудов на Малой Бронной притаился крошечный Салон, похожий на драгоценную шкатулку. Здесь захватывает дух от обилия рукотворных шедевров! За утонченный благородный стиль творчества Надежды Вороновой ее Салону присвоен статус «Салон Московского дворянского собрания». Сейчас хозяйке салона помогает ее внучка Екатерина, которая, воплощая в жизнь идею преемственности поколений, также создает одежду, декорированную ручной вышивкой. Эти уникальные работы продолжают радовать своей красотой современниц, утверждая удивительную жизненность древнего и вечно молодого искусства вышивки.
Иглороспись, скульптурно-живописный декор, текстильная имитация фарфора, шуба из цветов и другие необычные словосочетания, неологизмы привнесены в русский язык для того, чтобы охарактеризовать не существовавшее ранее явление, открывшееся артистическому миру с именем Надежды Вороновой. Совершенная красота, совместимость несовместимого. Самые разные материалы оказываются «красками одной палитры», чудесным образом перемешиваясь и становясь гармоничным целым. Шерстяные нити и шелковые, стразы и драгоценные камни, деревенские льняные ткани и благородные атласные вдруг «воссоединяются» при возникновении ручной, объемной, похожей на лепнину вышивки, выполненной с помощью грубой мешочной иглы. Так рождается шедевр, и не верится, что его можно носить на себе и быть неподражаемой, быть богиней, так как этот шедевр – уникальное платье или пальто, сумочка или шляпка от художника-дизайнера Надежды Вороновой.
Скончалась Надежда Георгиевна 16 июля 2011г. Согласно завещанию похоронена на сельском кладбище села Крекшино.
2011 г.
* * *
Галерея Delon’ь
"ИСКАТЕЛЬ ЗАПОВЕДНОЙ КРАСОТЫ"
Дамиан Утенков, талантливый, самобытный художник, вот уже тридцать лет занимается гравюрой.
Сначала это была линогравюра, а с 1969 года, когда он впервые познакомился с офортом, он посвятил все свое дарование этому самому сложному и перспективному виду гравюры, чьи возможности практически неограниченны.
Именно в офорте раскрылась во всей полноте творческая оригинальность этого мастера гравюры. Графические листы Демьяна Утенкова обладают неповторимым знаком индивидуальности, который позволяет безошибочно узнавать его работы. Отточенная техника (часто изобретенная самим художником, чем он особенно гордится); фантазия, граничащая с мистическим прозрением, - не даром одна из его персональных выставок в США называлась «Легенды будущего», а другая – «Новое видение» - все это делает его работы неотразимыми.
Магическое воздействие усиливается еще и тем, что за видимым изображением просматривается часто не всегда понятный и часто пугающий подтекст.
«…Художник подчас убийственно серьезен, и смерть, кажется, является главным героем его изысканных работ…» - так писал о нем один американский искусствовед.
Сам же Демьян Михайлович так объясняет этот феномен:
«Я родился в 1948 году на самой окраине Москвы, в маленьком деревянном доме с садом, да к тому же грудного меня мать отвезла в свою деревню Песчанку. Это глухой Рязанско-Тамбовский-Мордовский угол. Домики под соломенной крышей, электричества никакого не было. Лошадь, коровы, куры и свиньи. Люди иногда носили еще …лапти. Старый, огромный «руинированный» храм Николая Чудотворца и маленькая хрустально-чистая речка, заросшая ветлами и травой-дурманом, куда-то несла свои воды…И все это однажды рухнуло под напором «торжествующего прогресса». Пятиэтажка-хрущеба вместо пятистенка. Казалось бы все!
Примерно тогда же, когда я познакомился с азами офорта, попал я в далекую Восточную Сибирь…
Там все было новое и удивительное – как в детстве. И вот, видно, душа моя всю любовь свою и нерастраченную еще юношескую шизофрению обратила на Сибирь… И стала Сибирь как бы моей новой родиной. Четверть века каждый год по два, а бывало, и по три месяца проводил я там в экспедициях: то с геологами, то с «искателями метеоритов», а потом уже я и сам организовывал экспедиции – просто в поисках высшей Красоты и Первозданности.
Тысячи километров проплыл я по диким рекам и речкам Эвенкии и Южной Якутии. Девственная природа тех мест, оказавшихся в стороне от «цивилизации», по своей чистоте не знает ничего подобного во всем мире. Это не бред влюбленного – это научные факты, которые не нашли еще своего объяснения. Нулевой фон загрязнения – это значит, что мир там чист, как в первый день творения. И это правда – я свидетельствую об этом как самовидец…
Ну, а трагизм и некий апокалипсический эсхатологизм моих работ объясняется тревогой и опасением, что все это великолепие и чистота могут однажды рухнуть так же, как рухнуло все мое детство деревенское…»
Демьян Утенков – художник-поэт и философ, искатель Заповедной Красоты и…метеоритов. Художник этот – подлинный первопроходец, в самом глубинном смысле этого слова, и не оттого ли так пристален его взгляд, словно видит он впервые нашу землю. Видит – и хочет поделиться с другими своими открытиями и вообще тайною видения. Он может часами рассказывать вам о цветах и травах, камнях и деревьях (он даже написал и опубликовал целый научно-поэтический трактат о …лиственнице).
«…Посмотрите на узорочье рисунка крыльев стрекозы, возьмите горсточку песка под ногами и посмотрите в микроскоп – это же ЧУДО – чудо, которое мы топчем, не замечая. А трещинки на асфальте – разве не видите Вы в них дивных пейзажей или же некие…тайные знаки и письмена?»
Вглядываясь в эти графические листы, начинаешь понимать, что мир, нас окружающий, - не так прост и что исполнен он тайны, и взывает к нам за сочувствием и помощью. Таково воздействие этих скромных графических листов.
И недаром прошли с успехом пять его персональных выставок в Америке, три в России; участвовал он в самых престижных выставках-ярмарках Европы и Америки (Бостон, Чикаго, Нью-Йорк, Базель…). Его работы находятся в таких собраниях, как Третьяковская галерея и гравюрный кабинет Музея изобразительных искусств им. Пушкина, Метрополитен-музей (США) и Национальная библиотека Нью-Йорка, Музей нового искусства г. Кёльна (Германия), в собрании президента Финляндии Мауно Койвисто и многих-многих других…
Свое творческое кредо Демьян Утенков подытожил вот таким необычным поэтическим образом, написав четверостишие:
Воистину, ты жив, доколь во мраке ночи
Ты слышишь, как на свет из бездны небытия
Деревия растут – и слышать-то нет мочи,
И плачешь ты, пока жива душа твоя…
* * *
Андрей Горяинов и Иван Стожковский
"ИСТОРИЯ В ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА"
« Взглянуть в лик своей души – прерогатива немногих,
запечатлеть взгляд своей души – удел избранных»
Анастасия Вольная.
Живопись, представленная в галерее Delon’ь, является своеобразным эстетическим камертоном, звуком поиска, анализа и осмысления. Галерея Delon’ь появилась в 1984 году, ее создатель Т.Травнiкъ решил таким образом сохранить во времени подаренные друзьями картины. К этому моменту в его домашней коллекции насчитывалось немало работ начинающих художников, это и Геннадий Парамонов / Hendel /, и Юрий Долговец из Джамбула, Павел Чижов из Омска, Хелена Волынскова из Варшавы, Игорь Неживой /Тони Фаричетти/, Александр Козлов (Ювелир), Илья Сергеев /Мастер/, Паго Таллинский, Валерий Сумотин из Киева, Вадим Овсянников, Григорий Образцов, Дарья Четвергова, Ольга Лукашенко, Наталья Семенова /Ника/, Петр Двинской, Алик Кохманн, Александр Хасминский и другие. Многие из них в дальнейшем станут настоящими мастерами кисти и резца.
Летом этого же года впервые возникла идея создания домашней выставки, а чуть позже появилось и название для коллекции – Delon’ь (подстилка-гамак, сплетенная из трав и стеблей, подвешенная на дерево, на которой отдыхали эльфы). Название Delon’ь было заимствовано из средневековых мистерий друидов. Взгляды Травнiка были мистичны, и уже в то время содержали в себе явно эзотерический характер, уходя своими корнями в средневековые европейские легенды и скандинавские саги.
Идея галереи окончательно утвердилась в 1989 году, а с 1990 года, когда у Травнiка появилась возможность работать в собственной мастерской, галерею пополнили и работы самого Травнiка. Многие экспонаты галереи впоследствии были представлены на всесоюзных выставках (в 1983г. выставка в МЭИС, 1984г. выставка в техцентре «Останкино», 1985г. выставка в Подольске, 1986г. выставка в Ленинграде, 1989г. выставки в Киеве, Москве, Риге. С 1990г. выставки в галереях Прибалтики, а в 1991-1992гг. в Варшаве, Минске, Гродно, Праге, Софии, Афинах, Израиле, в 1993г. в Иркутске, Хабаровске, в 1994г. в Хельсинки, в 1996г. в Праге, Харькове, 1998г. в Голландии, Италии, 1999г. в Греции и Санкт-Петербурге). Немало картин находится и в частных коллекциях в городах России и СНГ, а также в зарубежных странах, таких как США, Сирии, Ливане, Франции, Польше, Израиле, Германии, Канаде, Бельгии, Индии, Японии, Болгарии. В 1999 г. арт-галерея получила официальный статус, войдя во всероссийское творческое объединении «Модус-Арт». Продюсером галереи Delon’ь выступил тогда известный бизнесмен Сергей Бенцианов.
Несколько слов о создателе галереи Delon’ь Т.Травнiке... Полотна художника – это завершенное, замкнутое пластическое целое, организация которого также органична внутри своей живописной системы, как и естественны природные закономерности существования мира. Но именно этот самостоятельный, глубоко личный, далекий от оптически точно переданной реальности образ способен по-настоящему вскрыть внутренние причины для человеческого содержание земного порядка. Как верно заметила психолог Е.А. Башмакова, «…Любое подобное искусство – это, прежде всего, отражение внутреннего состояния самого художника.» Краски, используемые Т. Травнiкомъ – мрачно-серые, охристые, бурые, кое-где «подсвеченные» желтым или зеленым, будто дарованы самой Землей, как-бы выявляя ее в своей палитре, одно-временно создавая изысканную живописную гамму гамму произведения.
Однажды учитель Т. Травнiка по классу живописи Григорий Яковлевич Митрофанов пошутил в беседе с художником: «… работы такого толка и характера, оседая на дне частных коллекций, редко потом всплывают для постороннего глаза». И он оказался, пророчески, прав. Его слова вполне можно отнести и к известному полотну художника «Театр Мистики».
Надо сказать, что каждая картина Терентiя действительно имеет свою легенду, свою личную историю, что вообще свойственно живописи Травнiка. Уже в раннем творчестве художника можно увидеть черты той многослойности, которая впоследствии станет главной особенностью всех его произведений. Известная поэтесса и сестра Терентiя Анастасия Вольная говорит: «Меня всегда очень интересуют новые открытия брата. Его огромная энергия и жажда познавать этот мир и создавать новые миры, порой удивительным образом создает полет жизни для тех, кто рядом с ним». Старый друг Терентiя поэт Николка Бубенчик /Фомин/ выделяет присутствующую «…догматичность и скрытую традицию в работах художника». Как-то раз знаменитый художник и близкий друг Терентiя Вадим Овсянников подчеркнул, обращаясь к способности Травнiка описывать сущнось живописи в своих литературных эссе: «Терентiй – единственный, кто мог отразить словом мои творческие поиски. Будучи сам художником и философом, он необыкновенно точно чувствует этот мир терзаний и сомнений в человеке искусства».
«Время Тишины» и «Улыбающийся чайник» - живые натюрморты, в которых сокрыт тонкий смысл мистических переживаний художника. В картине «Живое и мертвое» скрыта философская тема, которую позже Терентiй раскроет в своей литературной работе «INTRONATURA», к сожалению впервые увидевшей свет в Брюсселе. Еще одна картина, ставшая безусловно легендой для многих ценителей творчества Травнiка – это «Реквием», написанная в 1991 году и находящаяся в частной коллекции в Москве. Картина славится немалым количеством историй и преданий, многие из которых имеют неизвестное происхождение. В частной беседе на просьбу прокомментировать известную легенду о душе пианиста инкарнирующей в скрипача, изображенной на картине, Терентiй ответил самым странным для меня образом: «Было… когда-то в 16-м веке, я тогда жил в Баварии, но меня опередил тогда Альбер Диркх Готфрид, он уже тогда кое-что соображал в этом и продавал струны из конского волоса. Я думаю, что это произошло не без участия фон Григгера, тот всегда помогал городским фокусникам. Впрочем говорить об этом становится уже неприлично, нынче в моде новости из будущего ”.
Творчество Травнiка постоянно эволюционирует, обладая способностью вызывать ответный поиск в душе у любого, кто соприкасается с ним. Как в свое время сказал поэт и одноклассник художника Леонид Чертов /Лестер/: «Мы открыли друг в друге удивительный мир творческого опыта». Даже хорошо зная работы Терентiя, внимательно следя за его творческой деятельностью, трудно с уверенностью сказать, каким может стать его изобразительное искусство в дальнейшем. А если согласиться с тем, что развитие есть признак молодости, то молодость Травнiка продолжается.
Хочется отметить, что работами Т. Травнiка проиллюстрированы номера газеты «День литературы». В 1994 году студентами ВГИКа был снят фильм «Иаклий», посвященный ранней живописи художника, который стал дебютной работой оператора Юрия Липовицкого.
В 2004 году вышла книга поэтэссы Анастасии Вольной «Иная версия» с поэтическими иллюстрациями к картинам художника.
2004 г.
Анастасия Вольная
«ИНАЯ ВЕРСИЯ»
Эти стихотворения и эссе являются отображением творчества Терентiя Травнiка в моей душе и посвящаются Терентiю Травнiку, уважаемому мною художнику и дорогому брату.
Инверсия
Взглянуть в лик своей души – прерогатива немногих.
Запечатлеть взгляд своей души – удел избранных.
Тихое место
Колокол осени тих.
Мальчик крылатый
Спит, улыбаясь, в листве –
В синеве -
Глубине –
Вышине,
Сошедшей внезапно на землю.
Тихое место.
Улитки и Звезда
Кто-то, на далекой-далекой планете, создал картину,
где была изображена звезда, заключенная, будто жемчужина, в витиеватую раковину.
Звезда осторожно выпускала лучи-усики из-под своего панциря и заворожено смотрела на свободно сияющих в выси, небесных улиток.
Ночь перед Рождеством
Непрочны церкви из льдов-снегов.
Напрасна религия в лютых сердцах.
Малодушие,
Маловерие,
Малолюбие -
Камня’ми этих дьявольских слов
Был вымощен путь в низших адских кругах.
Непро’чны церкви из льдов-снегов.
Напрасна религия в лютых сердцах.
Осенние пожары
Повсюду желтые, красные зарницы облетающих листьев. Сгорает прошлое огнем злата и крови. Очищается путь. Старец-странник-молчальник идет безмятежно и чинно. Шаг – миг. Шаг – день. Шаг – год. Шаг – век…